Знакомый незнакомец

 

Невесомое волшебство медленно появлялось вместе с грациозной Апсарой, танцующей в воздухе древней цивилизации. Слегка дотронувшись до камней и земли своим мифическим дыханием, она уплыла прочь. Мир остался в удивлении, не зная, существовала ли она когда-нибудь.

Ощущение места было в танцах пальцев, в черных жареных пауках в уличной торговле, в рисе и воде, в дождях, бьющих крыши золотых пагод. Оно было спрятано глубоко в джунглях, как величественный Ангкор Ват…

Везде в этой стране ощущалось абсолютное присутствие магического Ангкора; его можно было увидеть и почувствовать в элементах интерьеров, в керамической посуде, в очертаниях зданий, в названиях отелей, напитков и компаний. Ангкор был единственным, что давало значение всему в этой стране.

Ангкор был невероятной легендой и в то же время он был самой настоящей реальностью, которую невозможно было пропустить. Он был не только свидетельством богатой истории и архитектуры, за всем этим было нечто гораздо большее.

Огромный Ангкор Ват был почти пуст ранним утром, и у меня была превосходная возможность изучить его руины, галереи, резные узоры колонн и лица статуй, охраняющих храм. Я поднялась босиком по старой каменной лестнице, очень крутой, с полуразрушенными ступенями, на третий, самый верхний, уровень здания. Обезглавленные статуи Будды с раскрытыми ладонями и оранжевыми лентами, перекинутыми через плечо, встречали меня за поворотами, в нишах и небольших святилищах – стоя, сидя или лежа в полумраке среди цветов и свечей. Время от времени меня ловили неподвижные взгляды обритых наголо монахов, сидящих на земле между колоннами. Они собирали разложенные на земле свечи. Осторожные, внимательные жесты высочайшей важности.

Я нашла самое удивительное место для обзора. Это была полутемная отдаленная галерея, вход в которую был затерян среди груды наваленных камней во внутреннем дворике и ревностно охранялся множеством летучих мышей в его самом узком переходе. Вокруг храма было огромное пространство: неподвижные пруды и бесконечная зеленая поверхность густых азиатских джунглей… Некоторые деревья росли отдельно, возвышаясь прямо из серых камней на средних уровнях храма. Всё застыло в полной тишине, без единого движения.

Меня охватило странное, противоречивое чувство. Я казалась себе полностью потерянной для всего и для всех на свете. Я существовала вне мира, и ничто не могло ворваться и нарушить мое уникальное и прекрасное одиночество. Через какое-то время, которое на галереях Ангкора оценить невозможно, эйфория одиночества перетекла в единственность. И я, напротив, оказалась в самом центре мира, где-то, как я потом пойму, недалеко от священной Меру, и мое присутствие там было чрезвычайно важным. Ко мне приближалась Вечность, и я едва осмелилась посидеть на краешке ее самых первых ступеней.

Я четко различала жизнь в тех стенах; картины давней эпохи с легкостью представлялись мне, давая ясно очерченные образы, овалы лиц, детали одежды… Я ничего не знала о той жизни, но сцены были столь явственны, что на некоторое время я почувствовала себя частью ее.

Ангкор не был незнакомцем.

Временами я всё еще сижу на краю той забытой галереи, наблюдая, как большой желтый воздушный шар медленно плывет в воздухе над джунглями и храмом Ангкор Ват.

И сильное ощущение присутствия чего-то живого в тех далеких галереях всё еще остается со мной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание:

Апсара – мифическое существо, грациозная, невесомая нимфа, изображенная на стенах храмов в Ангкоре, один из лучших образцов резьбы по камню в искусстве кхмеров. Обычно изображается танцующей.

Продолжение...


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить