Музыка и танцы неваров

 

Катманду таит в себе немало неожиданных сюрпризов: среди непрекращающейся стройки, среди пыльных дорог и вечного круговорота людей попадаются вдруг такие места, в которых хочется остаться надолго. Один из таких сказочных оазисов скрывается в малозаметных серых переулках, за обыкновенными, то ли недостроенными еще, то ли обветшалыми уже домами в центральной части города.

Каждый вечер, как только стемнеет, у резных ворот гостей встречает девушка в нарядном национальном платье. Она приветствует каждого сложенными у груди ладонями, поклоном и неизменным «намастэ», после чего жестом приглашает следовать за ней. Девушка провожает гостя в райский сад, наполненный благоуханием экзотических цветов, журчанием воды, огоньками фонариков, светящихся на земле и на ветвях деревьев. Здесь легкий и завораживающий мотив, струящийся из самой глубины сада, время от времени дополняется редкими, но отчетливыми криками павлинов.

В центре сада расположена площадка, по окружности которой стоят шесть одинаковых крытых павильонов, напоминающих древние непальские храмы. В каждом павильоне – один вход со ступенями, а внутри по обе стороны от входа – два столика с удобными диванами. В центре площадки посреди ухоженного газона и дорожек в обрамлении камней и низкого, цветущего кустарника открывается прямоугольная сцена, охваченная по периметру, словно светящимся ожерельем, круглыми масляными лампами. Эта сцена великолепно просматривается с любого места в любом из шести павильонов. Схема расположения павильонов по кругу, в центре которого находится платформа-сцена, называемая «дабу», как многое в этой стране, подчинена законам мандалы – вечного символа, олицетворяющего круг жизни. Говорят, что дизайн этого сада был тщательно продуман так, чтобы с точностью повторять атмосферу трапезы королей и придворных времён династии Малла (1200 год), золотого века Непала, века расцвета культуры, архитектуры и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из павильонов и часть сцены. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

«Вунджала Москва» – так называется это место, один из самых популярных ресторанов в Катманду, специализирующийся на традиционной неварской и русской кухне. Здесь, помимо неварских комплексных ужинов и отдельных непальских блюд по меню, подают красный борщ, кислые щи, уху, блинчики с икрой, русские пельмени, дымящееся жаркое, шашлык, пирожки и чай из самовара.

По вечерам около 19 часов в ресторане «Вунджала Москва» откуда-то из глубины сада начинают доноситься ритмы барабанов. Их постепенно нарастающие звуки всё приближаются, и наконец, на сцену в центре площадки всходят трое музыкантов и человек с высоким шестом, увитым разноцветными флагами. Вечер неварских танцев начинается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыканты и танцоры на сцене. Вечер неварской культуры в «Вунджала Москва». Катманду, Непал

Здесь, на сцене «дабу», каждый вечер разыгрывается красочное действие. Под аккомпанемент ритмов и мелодий, исполняемых на традиционных инструментах, перед глазами зрителей проходит череда национальных танцев Непала, вышедших из глубин истории и оживающих сегодня во время самых разнообразных и многочисленных религиозных праздников неваров. Каждый из таких танцев, помимо танцевального искусства, отличается глубоким смыслом, увлекательным сюжетом и совершенно неожиданными, яркими и образными костюмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из традиционных неварских танцев. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Невары – очень музыкальный народ. Они любят повторять, что музыка сопровождает их повсюду от момента рождения до самой смерти: в многочисленных фестивалях, религиозных праздниках, на торжественных мероприятиях, свадьбах и похоронах. Их музыка называется «невари» и складывается главным образом из звучания ударных и духовых инструментов.

Народная музыка неваров подразделяется на фестивальную и сезонную, кроме того различаются мелодии, соответствующие тому или иному времени суток. Так, например, музыка, которую положено играть с 18 до 19 часов, называется «кедар»; утренняя мелодия «бакта» зазвучит на рассвете – с 5 до 7 часов; ночную мелодию «найя» можно услышать только с 23 часов до полуночи. Подобным образом в музыкальных сутках неваров расписан каждый час, и каждому, редко – двум, соответствует свой определенный мотив.

Считается, что с давних времен в Непале существовало около двухсот оригинальных музыкальных инструментов, сто восемь из которых сохранились до наших дней. Большую часть этих сохранившихся по сей день инструментов составляют духовые и ударные инструменты неваров.

Среди всего этого многообразия основным считается традиционный инструментальный набор, называемый «Панче Бааджа». Это пять главных музыкальных предметов неваров, на которых принято играть на торжествах и религиозных праздниках. «Джиали» относится к ударным инструментам и представляет собой две круглые тарелки из металлических сплавов. «Дамаха» – это барабан из дерева и кожи, дополненный палочками для выстукивания ритма. «Карнал» называют «большеротой» дудкой.

«Дхолак», один из самых основных музыкальных инструментов неваров, – это большой двусторонний барабан вытянутой формы, в который бьют только руками. Его каркас выполнен из палисандрового дерева. Используется «дхолак», в основном, для музыкального сопровождения классических неварских танцев. Этот замечательный вытянутый барабан можно встретить только в Непале, северной Индии и в Пакистане, несмотря на то, что многие музыкальные инструменты других стран могут показаться очень на него похожими.

Особого внимания заслуживает пятый инструмент в неварском музыкальном наборе. Это – «нарсиха», древний индийский духовой инструмент, образ которого восходит к древнейшим индийским инструментам, возникшим еще до нашей эры. «Нарсиха» по своей форме напоминает огромный рог, который первоначально изготавливали из рога буйвола. В наше время этот инструмент используется очень редко, его можно встретить только на особых мероприятиях в Непале, южной Индии и в Шри-Ланке. Как и другие инструменты, он звучит на религиозных праздниках, фестивалях, ритуальных похоронных процессиях, свадьбах и иногда – в военных оркестрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Нарсиха», музыкальный рог – древний индийский музыкальный инструмент

Один из самых популярных музыкальных инструментов в Непале в наши дни – это «бансури». «Бансури» напоминает флейту и представляет собой полую бамбуковую дудку с шестью или семью отверстиями для пальцев.

Музыканты, выступающие в «Вунджала Москва», исполняют свои мелодии на трёх основных инструментах: бамбуковой флейте «бансури», барабане с палочкой и тарелках. Однако на сцену они выносят и два вытянутых барабана «дхолак», которые используют для аккомпанемента к некоторым танцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыканты исполняют неварские мотивы. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Традиционный танец в Непале – это религиозное искусство. Танец не предназначен для того, чтобы отражать существующую действительность, и не является развлечением, источником радости или удовольствия. Танец в Непале – это средство выражения более высокого состояния человеческого сознания. Неварский танцор не пытается подражать внешнему миру и не соответствует его природе. Его танец – это иллюстрированная метафора сил, борющихся непосредственно внутри нас и одновременно во всей Вселенной. Этот вид искусства помогает людям прикоснуться к необыкновенным силам, позволяя таким образом обнаружить и понять высшие человеческие способности.


Молитвенный танец

В неварской культуре издавна существует традиция проведения фестивалей и религиозных праздников. В долине Катманду распространено не менее двадцати основных ежегодных фестивалей, связанных с индуистскими божествами, рождением Будды, сменой сезонов и урожаем. Наряду с богами, силы природы, погодные явления и климат, влияющие на урожай, имеют огромное значение для неварских фермеров, населяющих тераи.

Во время празднеств и религиозных мероприятий принято выносить статуи богов из храмов и на специальных колесницах или паланкинах провозить их по центральным улицам города. Богов долго несут по кругу, чтобы все верующие могли принести им пожертвования и получить их благословение. Во время таких процессий музыканты и священники сопровождают колесницу со статуей бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитвенный танец. Музыканты с барабаном и шестом, на заднем плане – деревянный паланкин, покрытый красной тканью. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Под ритмы, отбиваемые музыкантами, на сцену вносят небольшой паланкин, украшенный красной материей. В паланкине сидит бог Бхимсен – один из великих героев древнеиндийского эпоса Махабхарата. На сцене четверо танцоров в одеждах, сочетающих черный, красный и зеленый цвета, исполняют танец, представляющий поклонение людей этому богу. Непальцы испытывают большое уважение к Бхимсену, они поклоняются его сверх-силе и храбрости. Считается, что Бхимсен является покровителем дружбы, приносит здоровье и удачу в делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитвенный танец. За танцорами на сцене стоит деревянный паланкин, покрытый красной тканью. «Вунджала Москва», Катманду, Непал


Танец Диннале Синтан

Диннале Синтан – так называется музыка, которую традиционно исполняют во время одного из важнейших фестивалей Катманду – Индра Джатра. Со временем эта фестивальная мелодия породила популярный танец.

Ежегодно в сезон дождей невары собираются на площади Дурбар в Катманду. Напротив старого Королевского дворца в первый день фестиваля ставится длинный деревянный столб в честь Индры, «владыки», индуистского царя богов. Участники представления в национальных костюмах и масках танцуют вокруг столба, чтобы поприветствовать вхождение бога в город. На третий день процессия из колесниц чествует юную богиню Кумари, а также двух индуистских богов – Ганешу и Бхайраба.

Кульминацией праздника становится последний день, когда деревянный столб опускают с религиозными церемониями, жертвоприношениями и ритуальными танцами. Коренные непальцы в удивительных костюмах и масках танцуют с факелами, платками, мечами и бубнами. Мероприятия фестиваля Индра Джатра также включают в себя исполнение очень древних тантрических танцев, связанных с образами злых духов и людоедов, выпущенных когда-то на свободу в долине Катманду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танец Диннале Синтан. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Музыканты рассаживаются в дальнем углу сцены, продолжая играть свои ритмы, а посреди площадки условно устанавливается гигантский столб. Вокруг него кружат в масках женское божество Деви и пугающий Бхайраб – одно из воплощений бога Шивы, олицетворяющее его жестокую, разрушительную силу. Бхайраб в изображениях и статуях Непала часто бывает усыпан гирляндами черепов и трупов, символизирующих человеческое невежество. Танцор в синем костюме и маске олицетворяет бога Бхайраба. В танце его сопровождают жестокие компаньоны в красных одеждах и масках. У каждого в руке – меч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бог Бхайраб и его компаньоны кружат в танце с мечами. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танцор в маске бога Бхайраб, танец Диннале Синтан. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Смысл танца Диннале Синтан заключается в противоборстве дьявольского и божественного, черного и белого, добра и зла. Поскольку ни один из танцев неваров не отражает окружающего мира, то здесь, вероятно, подразумевается борьба этих противоположных сил внутри самого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнители танца Диннале Синтан проходят к павильонам гостей. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнители танца Диннале Синтан проходят к павильонам гостей. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Национальные неварские танцы идут в «Вунджала Москва» один за другим, меняются ритмы, костюмы, маски. Гости выходят из своих павильонов, располагаются ближе к сцене в саду, наблюдая за представлением. Актеры и музыканты в своем выступлении задействуют не только сцену, но время от времени прогуливаются в танце по дорожкам вдоль павильонов, стараясь быть ближе к зрителям.


Танец Лакхе

Один из самых популярных классических танцев Непала, танец Лакхе также родился во время ежегодного недельного фестиваля Индра Джатра.

Лакхе – один из самых известных образов в мифологии долины Катманду. Это существо, поедающее демонов, которые обитают в густых лесах. Лакхе всеяден, он охотится на животных и людей, проходящих через густые джунгли. Всякий раз, когда у него появляется хорошая добыча, он танцует, и его танец подобен бегу трусцой.

Актер в маске, изображающий Лакхе, часто входит в транс во время исполнения этого танца. Считается, что в него вселяется демонический дух Лакхе. В ходе фестиваля Индра Джатра танец Лакхе исполняется неоднократно, в том числе и в вариации, включающей в себя сражение с жестоким богом Бхайраб. В давние времена исполнитель танца Лакхе традиционно выбирал кого-то из публики для последующего жертвоприношения, которое выражалось в подношении богам человеческой крови.

 

Танец Манджушри

Манджушри – это воплощение знания и учения. Танец посвящен процессу обучения, который символично показан как акт разрубания Незнания пылающим мечом Мудрости.

С сюжетной точки зрения танец рассказывает историю возникновения долины Катманду. Непальские легенды говорят о холме посреди озера, на вершине которого рос священный лотос, хранящий вечный огонь Подлинного Будды. Бодисатва Манджушри приехал, чтобы поклониться святому пламени и решил прорубить проход к этому месту для других паломников. Единственным могучим ударом своего пылающего меча Манджушри прорубил в горах ущелье Чобар и тем самым осушил озеро.


Танец павлина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танец павлина. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

Согласно индуистской мифологии, танец павлина мужского пола символизирует пробуждение природы, наступающее с началом сезона дождей. Когда танцует павлин, грохочет гром и сверкают молнии. Павлин в танце гордо и радостно расправляет яркие перья своего роскошного хвоста и позирует, хвастаясь своим опереньем и изящными, плавными линиями. Павлин – это символ королевской власти, а во многих сказаниях и легендах он также упоминается как Птица Солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Визит «павлина» в павильоны гостей. «Вунджала Москва», Катманду, Непал

После исполнения на сцене традиционной части танца павлин спускается в сад и прогуливается по тропинкам вдоль павильонов, общаясь со зрителями и вызывая бурю эмоций у самых маленьких гостей ресторана. Затем, помахивая хвостом, он медленно удаляется, отправляясь по дорожке в темноту непальской ночи – собирать облака и тучи, вызывать гром и молнии, искать для жителей тераев долгожданный спасительный дождь…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить