Ступа-лотос и глаза Будды

 

Лотос – священный цветок буддизма, символ духа, чистоты и свежести. Вырастая из илистой грязи, он никогда не бывает испачкан: благодаря особой структуре, его лепестки способны отталкивать воду и очищаться. Вода собирается в капли и, стекая, смывает с цветка всё, что может его загрязнить. Лепестки лотоса всегда остаются чистыми, подобно целомудренному человеку, к которому не пристаёт никакая скверна. Священным цветком, символом духа, возвысившимся над миром, поднялась над долиной Катманду белоснежная ступа-лотос – Сваямбунат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид на холм и буддистский комплекс Сваямбунат

Это одно из самых прекрасных архитектурных творений Непала и, пожалуй, самое чистое и проникновенное место во всей долине Катманду. Оно – средоточие очищающей красоты и силы, единение веры и жизни, протянувшаяся сквозь века связующая нить поколений, дошедшая до нас сегодняшних в виде памятника светлых стремлений – в вечном и чистом образе священного Лотоса.

Здесь ощущается особая воздушная аура, спокойная и вдохновляющая атмосфера –необыкновенно легкая и словно ограждающая от всего негативного, с чем можно столкнуться в современном приземленном мире. Кажется, что здесь, на вершине холма Сваямбу, вместе с рождением белоснежной ступы когда-то образовался и особый микроклимат, где легко дышится, где уходят тягостные мысли, уступая место созерцанию прекрасного и размышлениям о вечном. Здесь, не принадлежа миру буддизма, не остаешься гостем, а удивительным образом освобождаешься от мира привычного. Ощущаешь, как становишься частью всеобъемлющей безмятежности – вне зависимости от веры, возраста, социального статуса, гражданства… и даже вне географических координат. Здесь не хочется фотографировать, потому что, снимая статичность, рискуешь пропустить движение, которое каждую секунду существует лишь в единственном моменте. Оно временами едва различимо, но, не останавливаясь ни на мгновение, верно кружит повсюду, вовлекая в свою вековую карусель веры и традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаза Будды, рисунок на ступах у подножия холма. Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малые ступы у подножия холма. Сваямбунат

Ступа Сваямбунат, наиболее древняя и самая мистическая среди всех святынь долины Катманду – один из главных памятников буддизма, почитаемый во всем мире. Она расположена за пределами города, на одиноком высоком холме к западу от Катманду. Ее белое, округлое основание и сверкающий золотой шпиль видны за много километров от холма с любой точки долины. Исторические записи, найденные на одном из камней, свидетельствуют о том, что, основанная королем Врсадева, эта ступа уже к пятому веку нашей эры была важнейшим местом паломничества буддистов.

Возникновение ступы Сваямбунат связывают с легендой, повествующей о зарождении долины Катманду. Вся обширная долина, которую сегодня занимают города Катманду, Патан и Бактапур, в древние времена была огромным озером, на берегу которого рос прекрасный цветок лотоса. Озеро называлось Сваямбу и означало «самосозданное», «самосотворенное». Имя это произошло от образа вечного, самосуществующего огня – «сваямбу». Однажды некий Манджушри, бодисатва мудрости и знания (проводник, учитель будд, духовный отец стремящихся к просветлению), прогуливаясь по берегам озера Сваямбу, увидел священный цветок лотоса. Он устремился к нему, чтобы почтить его и помолиться. Однако вскоре бодисатва Манджушри заметил, что озеро, расположенное в долине, может стать благополучным местом для поселения людей, а берег, где растет лотос, – святыней для многих паломников. Решив сделать это место более доступным, бодисатва срезал одну из гор и прорубил ущелье, через которое вся вода вытекла из озера, образовав тем самым широкую долину Катманду. Священное растение лотоса превратилось в высокий холм, а его цветок – в белоснежную ступу Сваямбунат.

Среди местных жителей Непала распространено и второе название этого холма – Обезьянья гора. На его склонах и на территории буддистского комплекса Сваямбунат обитает множество обезьян. Здесь их считают священными, регулярно кормят и ухаживают за ними. Красивая легенда о возникновении ступы из цветка лотоса имеет весьма необычное продолжение. Прежде чем подняться на холм к возведенной на нем ступе, бодисатве Манджушри надлежало очень коротко остричь свои волосы или обриться наголо. Однако он этого не сделал и отрастил волосы такой длины, что в них завелись вши. Как гласит легенда, впоследствии эти вши с головы бодисатвы превратились в маленьких обезьян, которые по сей день населяют священный холм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Священная обезьяна на территории комплекса Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Священная обезьяна на территории комплекса Сваямбунат

К буддистскому комплексу Сваямбунат ведут 365 ступеней, ровно по количеству дней в году. У подножия холма в произвольном порядке расположились белые ступы, похожие друг на друга, словно копии, – одинаковые по форме, но разные по размеру. В силуэтах большинства из них угадываются очертания главной ступы Сваямбунат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малые ступы у подножия холма. Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малая ступа и флажки у подножия холма. Сваямбунат

В небе над малыми ступами протянуто множество нитей с прямоугольными и треугольными флажками. Их обычно закрепляют на растущих поблизости деревьях. Флажки, вырезанные из ткани пяти разных цветов, непременно следуют один за другим в строгой последовательности бесконечно повторяющегося цикла: синий, белый, красный, желтый, зеленый. На некоторых из них можно различить напечатанные или написанные от руки священные тексты. Такие цветные флажки обычно развешивают верующие, чтобы очистить место от злых духов. Считается, что эти флажки отгоняют все недобрые силы и делают воздух чистым для молитвы. А многократно воспроизведенные на флажках тексты с мантрами разносятся по ветру во многие уголки мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яркие флажки над малыми ступами у подножия холма. Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яркие флажки. Сваямбунат

Вершина холма, куда ведет длинная лестница, буквально загружена самыми разнообразными святынями буддизма и индуизма. Здесь в типичном для Непала тесном переплетении двух религий наблюдается удивительная сплоченность, перерастающая в гармоничное единство. На относительно небольшой территории располагаются миниатюрные буддистские монастыри и отдельные двухъярусные храмы, индуистские рельефные изображения и каменные статуи, лингамы Шивы и густой лес из маленьких ступ, похожих друг на друга как две капли воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лес маленьких ступ, комплекс Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маленькие ступы, комплекс Сваямбунат

Здесь встречаются даже «чайтья» — храмы-молельни, характерные для индийской буддистской архитектуры и первоначально вырубавшиеся в скале при монастырях. С пятого века нашей эры их начали сооружать как отдельное здание с прямоугольным залом внутри и ступой напротив входа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс Сваямбунат

Один из небольших храмов изнутри выглядит едва дошедшим до нас отголоском давно минувших веков. С трудом различимые в полумраке стены, истёртые и забрызганные киноварью статуи, оттиск ступней на полу в круге, отмечающем место для молитвы, – всё хранит в себе отпечатки сотен тысяч прикосновений. Слоями уложены друг на друга следы миллионов рук, взгляды миллионов глаз, трепет неугасающих надежд, значимость бесчисленных моментов, неотвратимость бесконечно многих судеб… Пласты горя, отчаяния, благодарности, веры, спасения… Всё сложено и сохранено здесь, человеческие жизни длиною в единственное мгновение – в потертом камне, обросшем прикосновениями людских просьб и безмолвно принимающем всё. Слои каких веков? Руки каких людей, из каких далеких или близких географических широт? Ушедшие за горизонт эпох, ушедшие вчера и уходящие сегодня – чаяния людей, наглядная история человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутри древнего храма на территории комплекса Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя льва, охраняющая вход в храм, тарелка для риса. Сваямбунат

Вход в храм традиционно охраняют статуи львов по обе стороны от двери. Рядом с ними возведены столбы, завершающиеся каменными вазами со специальным углублением в форме округлой тарелки. В каждой из них лежит горсть риса. Где-то неподалеку, на ступенях одного из храмов с сигаретами и шахматной доской расположились двое мужчин в непальских шапочках. Кажется, они так прочно вписались в окружающую среду, что уже давно стали неотъемлемой частью архитектурной композиции.

В одном из уголков буддистского комплекса Сваямбунат расположен индуистский храм, посвященный богине Харати, защищающей детей от оспы и других серьезных недугов. Богиня оказывается почитаемой, а храм – востребованным: вокруг него часто собираются женщины, погруженные в молитву о здоровье своих детей. Здесь часто проводятся ритуальные службы. Перед входом в невысокий храм Харати на землю садится индуистский священник, облаченный в самые обыкновенные одежды – белую рубашку и темные брюки. Женщины раскладывают перед ним множество мисочек, расставляют горящие свечи, зажигают дымящиеся благовония, землю вокруг него осыпают розовыми цветочными лепестками. Приглушенным голосом священник монотонно произносит повторяющиеся тексты молитвы и, переливая содержимое из одной мисочки в другую, готовит разнообразные цветные жидкости. Время от времени одна из женщин приносит ему порцию свежей воды в кувшине. А он продолжает ритуал, снова зажигает свечи, разливает жидкости и раскладывает на земле цветочные лепестки в определенном порядке под аккомпанемент своих тихих молитв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Территория комплекса Сваямбунат, храмы и святыни

Присутствие храма индуистской богини в буддистском комплексе свидетельствует о невероятном смешении этих двух религий и об их взаимозаменяемости, характерной для религиозных традиций Непала. В буддистском пантеоне нет ни одного священного защитника от оспы и других заболеваний, поэтому люди, исповедующие буддизм, легко приняли индуистскую богиню себе в помощницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменные статуи, комплекс Сваямбунат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя у храма богини Харати, комплекс Сваямбунат

Наконец, религиозный комплекс, окруженный россыпью невысоких, а порой и вовсе миниатюрных храмов, постепенно расступается, и в самом центре цветком белоснежного лотоса вырастает и предстает во всей красе его священная доминанта – ступа Сваямбунат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ступа Сваямбунат

Слово «ступа», как и само архитектурное сооружение, явилось миру из глубины веков древней Индии. «Ступа» переводится с санскрита как куча земли или камней, макушка, вершина, корона, хохолок. Этим словом обозначалось всё, что возвышается над какой-либо поверхностью, включая бытовое употребление этого слова, относящееся к кучам зерна, насыпанным вокруг шеста и обложенным сверху глиной для длительного хранения. По некоторым версиям, слово «ступа» происходит от древнего слова «citi», что в переводе с санскрита означает «древнеиндийский огненный алтарь», который мог быть культовым предметом как погребальных, так и совершенно иных ритуалов.


Первоначально ступа трактовалась учеными как исключительно погребальное сооружение, но впоследствии ученые отказались от этой версии, поскольку не все ступы хранят телесные останки. Кроме того, внутрь ступы обычно клали лишь частичку священных останков, волос или зуб, а зачастую – только тексты и религиозные предметы. Нередки случаи, когда внутри ступы вообще отсутствуют какие-либо реликвии, а само сооружение лишь отмечает памятное место или событие. Слово «ступа», применяемое сегодня по отношению к важным буддистским памятникам, широко употребляется только в Индии и Непале. В других странах подобные сооружения носят совершенно разные названия: дагоба, пагода, бао та, зеди, пато, чортен, суварга, чеди, пранн, тхат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внушительное округлое основание ступы Сваямбунат подобно гигантскому белому куполу – совершенному в своих формах, безупречному в своей чистоте, впечатляющему и надежному в своих монументальных размерах. От него исходят свет и сила, в простоте своих очертаний он подобен глыбе истины, которая всегда – чиста и справедлива, потому что опыт веков и поколений не терпит сиюминутной лжи. Он – незапятнанная полусфера размером с целый мир и в то же время – вне размеров. Он – средоточие всего, в нем множественность сложного преобразовалась в простоту единства. Он – цельный камень и вместе с тем подобен губке: он полтора тысячелетия поглощал, вбирал в себя, хранил и очищал все человеческие беды, ошибки и сомнения, рождая подлинное Знание и истинную Мудрость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справа: фрагмент белого основания ступы Сваямбунат, слева: часть буддистского монастыря на территории комплекса Сваямбунат

Гигантская полусфера, образующая основание ступы,– монолитна. Во время закладки и строительства куполообразного основания внутрь ступы, возможно, положили некоторые священные предметы и свитки с мантрами. Они остались там навсегда – недоступные для человека, но от этого не менее почитаемые. Белая поверхность куполообразного основания – неровная и шероховатая. Для придания сооружению заметной шершавой белизны его не красили, а обливали известью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент нижней части основания ступы Сваямбунат

Венчает ступу позолоченный куб, завершающийся большим шпилем, напоминающим по своим очертаниям нераскрывшийся бутон лотоса. Шпиль сложен из золотых обручей разного диаметра: от самого большого внизу – до самого маленького вверху. Он символизирует путь к нирване, который традиционно представлен как лестница, состоящая из концентрических обручей-ступеней, обозначающих различные уровни знания.

С каждой из сторон позолоченного куба на мир невозмутимо взирают всевидящие глаза Будды. Это глаза Мудрости и Сострадания, которые непрестанно наблюдают за каждым, кто приближается к ступе, бросает взгляд на ее верхушку или по буддистскому обычаю многократно обходит ее по кругу, согласно ходу часовой стрелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаза Будды на позолоченном кубе ступы Сваямбунат

Между бровями Будды изображена отчетливая точка с красной окантовкой и рельефными концентрическими кругами. Это «третий глаз», обозначающий мудрость взгляда внутрь себя. Ушей на изображении нет – Будда не желает слушать слова восхвалений, произносимые людьми, молящимися ему. Вертикальный хвостик, расположенный чуть ниже глаз, напоминает нос, однако носа в этом изображении нет. Хвостик на лице Будды оказывается точной копией прописной цифры «один» на языке непали, и в этом сходстве многие верующие видят символичное выражение того, что единственно возможный путь к Просветлению лежит через путь буддизма.

По окружности всего основания ступы на металлических резных решетках развешены молитвенные барабаны, а в нижнем ряду – в том же многократном повторении четырьмя ярусами протянулись линии тарелочек для ритуальных свечей, благовоний и мелких подношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитвенные барабаны на решетке, опоясывающей ступу Сваямбунанат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитвенные барабаны, ритуальные тарелочки. Ступа Сваямбунат

Молитвенные барабаны предназначены для тибетских буддистов, внутри они полые, но в каждом из них спрятана длинная лента со священными мантрами. Чем чаще буддист произносит каждую мантру, тем скорее он приближается к Просветлению. Для того чтобы произнести все мантры вслух, понадобится слишком много времени, поэтому буддисты изобрели невербальный способ исполнения мантр. Считается, что полный обход вокруг ступы, сопровождающийся вращением одного за другим всех молитвенных барабанов со священными текстами, равнозначен многократному повторению каждой мантры вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молитвенные барабаны, ступа Сваямбунат

Со стороны одной из лестниц, ведущих на вершину холма, словно памятник на высоком постаменте, располагается внушительный религиозный предмет – огромная ваджра, достигающая метра в длину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваджра на постаменте. Комплекс Сваямбунат

Ваджра, одинаково почитаемая как в индуизме, так и в буддизме, – это алмазный скипетр, имеющий два конца и символизирующий гром и молнию. Эти небесные явления в свою очередь олицетворяют силы разрушения и смерти и вместе с тем считаются символами оплодотворения и зарождения жизни. Молния – это и световое копье, поражающее дракона (врага), и сила, порождающая потомство. Ваджру длиною всего в полтора десятка сантиметров можно часто наблюдать в руках буддистских монахов во время службы. Поворачивая ее разными концами к себе и от себя и одновременно проводя ею вверх и вниз, своими низкими голосами они исполняют священные тексты.

Ступа Свямбунат – место непрерывного паломничества, священный холм буддистов Ваджраяны северного Непала и Тибета, неварских буддистов среднего и южного Непала, а также святыня, глубоко почитаемая многими и многими индуистами. Каждое утро, еще до рассвета, сотни паломников поднимаются по лестнице из трёхсот шестидесяти пяти ступеней на вершину холма Сваямбу. Они проходят мимо позолоченной ваджры, лежащей на постаменте, и мимо двух статуй львов, охраняющих вход. Отсюда они начинают продолжительную серию обходов ступы по часовой стрелке – круг за кругом. Один за другим они вращают многочисленные молитвенные барабаны, веря в существование пути, в саму возможность в своих стараниях и усердии приблизиться к непреходящему и совершенному Просветлению. Глазами Мудрости и Сострадания смотрит на них вездесущий Будда, восседающий на цветке Лотоса, и негасимым, самосуществующим огнём горит вокруг бессмертное пламя «сваямбу»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ступа Сваямбунат. Photo: © ECS Media Pvt Ltd



 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить