Талако. Площадь гончаров

 

Традиции гончарного дела в Бактапуре, одном из трёх городов долины Катманду, уходят своим корнями в прошлое. Здесь веками изготавливали керамическую посуду, горшки, кувшины, тарелки, вазы. Керамика с давних времен вплеталась в культурный и архитектурный образ Бактапура, поэтому здесь, среди красных кирпичных домов, среди дворцов, украшенных потемневшими от времени резными деталями, она воспринимается естественно и уместно.

Длинные ряды выставленной на земле посуды – характерная и неизменная деталь, присущая облику города, живое культурное наследие Бактапура, родившееся в нем и вместе с ним продолжающее существовать и поныне.

Бактапур, пожалуй, единственный город в Непале, где в наши дни можно увидеть мастеров гончарного дела за работой. По издавна сложившейся традиции, они располагаются на двух небольших площадях города: площади Талако, известной как центральное место работы гончаров, и второй – малой площади керамики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малая площадь керамики, Бактапур

Эти площади не обозначены на туристических картах Бактапура, но, благодаря своей известности, оказываются, наряду с основными историческими памятниками, часто посещаемыми. Талако расположена в пятистах метрах к юго-западу от площади Таумадхи и храма Ньятапола. Малая площадь керамики – к востоку от храма Даттатрея.

Гуляя по старым, пыльным площадям Бактапура, любуясь храмами, вычурной резьбой по дереву, статуями мифических существ, погружаешься в его кирпичное и древнее очарование. Слушая звуки города, пробираешься сквозь ряды торговцев тканями и специями на узких улицах, ограниченных порой всего двумя метрами в ширину. Лавочники у дверей своих миниатюрных и ярких магазинчиков, ютящихся в нижних этажах домов, выставляют товар и общаются друг с другом, переговариваясь через улицу. Здесь, невольно застигнутый врасплох игрой насыщенных цветов, оказываешься в плену у этой красочной радуги, сплетенной из самых разнообразных по тону, фактуре и предназначению восточных тканей. Это и индийский шёлк, и пестрые сари, и расписной батик, и неизменный кашемир, вывески с рекламной ценой которого, написанные часто от руки на грубых листах картона, попадаются на глаза регулярно, в каком бы месте Непала ты не находился. А рядом – тибетская лавка, и уже другие цвета и другие узоры, плотные и теплые ткани, ритуальные элементы одежды, флаги, драпировки, благовония, поющие чаши, гималайские травяные чаи, мускусные ароматные палочки для медитаций, бутанские картины на ткани «танка»…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из центральных торговых улиц Бактапура, недалеко от площади Даттатрея

Утонув с головой в этих цветных полотнах, орнаментах, ароматах и пряностях, в какой-то момент абсолютно забываешь о существовании окружающего мира и порой не сразу снова осознаёшь, что вокруг по-прежнему кипит городская жизнь. Стряхнув оцепенение, уступаешь дорогу неожиданно возникшему на пути прохожему с огромной, наполненной овощами корзиной на голове или внезапно посигналившему у тебя за спиной здешнему жителю на стареньком мотоцикле. И вдруг в какое-то мгновение, словно выпутавшись, наконец, из сетей этих пыльных, узких, но колоритных кирпичных переулков, выныриваешь на просторную площадь, полностью заставленную керамикой! Длинными и ровными рядами на земле повсюду стоят еще сырые, только что изготовленные мастерами горшки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сырая керамика, площадь Талако, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Талако, площадь гончаров, Бактапур

Гончарное дело всегда считалось в Бактапуре семейной профессией. Мастерство изготовления керамики передавалось из поколения в поколение на протяжении многих веков. Традиционно ему обучали не только сыновей и братьев, но также дочерей и сестер. Здесь не существует разделения на мужской и женский труд. В этом городе и сегодня можно увидеть, как слаженно работают целые семьи, занимаясь своим привычным делом изо дня в день, начиная от сбора глины до продажи готовых изделий здесь же, в своих небольших лавочках на площади Талако. И даже младенцы, удобно устроившись на руках у своих бабушек, часто присутствуют при всех этапах изготовления глиняных горшков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Талако, площадь гончаров, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Талако, площадь гончаров, Бактапур

Керамические изделия, созданные потомственным гончарами в Бактапуре, используются, в основном, в религиозных, культурных и ежедневных бытовых целях. Местные умельцы работают в открытых деревянных павильонах, примыкающих к площади. В них нет стен, и мастера всегда на виду, поэтому любой желающий может беспрепятственно понаблюдать за их работой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер за гончарным кругом, площадь Талако, Бактапур. Фото: © Dinesh Shrestha

Для рабочей смеси гончары используют особый тип глины – черную глину, добытую в окрестностях Бактапура. Глина, смешанная с песком и водой, формуется и помещается в центр традиционного деревянного гончарного круга. Гончар использует палку для вращения круга на нужной скорости. Это позволяет ему задействовать обе руки в процессе придания формы своим изделиям на круге.

Готовая, но сырая керамика выставляется на два-три дня для просушки прямо на площади: сотни и сотни кувшинов, тарелок, ваз, горшков расставлены ровными рядами на расстеленных на земле полотнах. Занимая собой всю площадь, они охотно подставляют свои округлые глиняные бока теплому, сухому воздуху и надежному непальскому солнцу. Некоторые из них небольшими партиями аккуратно сложены в плетеные корзинки. Завершающим этапом становится трехдневный обжиг готовой керамики в традиционной печи, подобной тем, которые используются для обжига изготовленных вручную кирпичей, которыми так славится Бактапур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарелки и кувшины сушатся на солнце, площадь Талако, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тарелки и кувшины сушатся на солнце, площадь Талако, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Керамические кувшины в корзинке, площадь Талако, Бактапур

Покровителем гончаров и торговцев в индуизме считается сын Шивы – Ганеша, бог с головой слона. Поэтому ничем не примечательную с точки зрения архитектуры площадь гончаров Талако не столько украшает, сколько функционально дополняет относящийся к 14 веку небольшой храм Джетх Ганеш с традиционным изображением этого очень популярного среди индуистов бога.

В маленьких магазинчиках, расположенных на площади Талако, можно потеряться среди огромного разнообразия керамических изделий. Многие из них развешены на внешних стенах домов, другие – длинными рядами выставлены на земле, а наиболее мелкая продукция громоздится на полках, ступенях, лотках и низких деревянных столиках, похожих на скамейки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ряды керамических изделий, площадь Талако, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магазин готовой керамической продукции и сувениров, площадь Талако, Бактапур

Маски, настенные панно, подвески, фигурки животных и птиц, цветочные горшки, кувшины и посуда всевозможных размеров, а также большие керамические изделия в форме тыквы и другие декоративные предметы – всё выставлено на продажу и ожидает своих покупателей. Здесь часто можно видеть детей местных мастеров и торговцев. Они проводят дни у этих сувенирных лавочек, общаясь друг с другом, следя за процессом торговли и наблюдая за ежедневной вереницей высоких, белокожих, непременно вооруженных огромными фотоаппаратами, немножко странных и, вероятно, прибывших из совсем другой жизни, туристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мальчик и девочка, площадь Талако, Бактапур

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить