Шесть имен Бактапура

 

На северном берегу реки Хануманте стоит Бактапур – один из трёх городов, составляющих «золотой треугольник» долины Катманду, куда, помимо него, входят столица Непала и город Патан. Бактапур расположен в двенадцати километрах от Катманду у подножия высоких холмов, переходящих в заснеженные вершины Гималаев.

Это самый небольшой из трёх городов долины. У этого древнего неварского города, настоящей жемчужины Непала, существует множество названий. Официальное имя города – Бактапур. Местные жители называют его Бадгаон или Кхвопа. Из-за огромного количества храмов, встречающихся не только на центральных площадях, но и повсюду, в самых неожиданных местах, его часто называют «Городом преданных вере». За отличительные особенности его зданий и религиозных сооружений, характерные для искусства народности «невары», Бактапур получил название «Город неварской архитектуры». Невары – народ, населяющий долину Катманду. Его представители часто встречаются и в других районах Непала, но именно здесь – их родина, их истоки. «Город ремесленников» - еще одно имя Бактапура. Именно здесь, в Бактапуре, сохранились пришедшие из глубины веков ремесленные традиции неваров, и они по сей день неизменно поддерживаются местными мастерами.

Город окружен рисовыми и картофельными полями, огородами и фруктовыми деревьями, с которых на длинных стеблях, будто подвешенные на верёвках, свисают крупные кабачки. На подъезде к городу то тут, то там виднеются трубы нескольких кирпичных заводов. «Кирпичный город» - такое название, помимо всех прочих, без сомнения, можно было бы дать Бактапуру. Традиции производства кирпича в Бактапуре зародились в давние времена и сохранились без изменений до наших дней. Сегодня местные жители по-прежнему производят кирпич вручную: заливают деревянные прямоугольные формы заранее подготовленной смесью, сушат их, вручную ставят на каждом кирпиче свой оригинальный штамп, а потом отдают на завод для обжига. Вдоль дороги, ведущей в город, можно увидеть мастеров за работой и процесс заливки смеси в формы. По пути трудно не заметить внушительные склады готовой продукции – высокие, ровно сложенные стены из красных прямоугольных кирпичей.

 

Стоит ли говорить о том, что все сооружения в Бактапуре выполнены из кирпича? В наиболее древних зданиях и храмах к красному кирпичу добавляют изящную резьбу по дереву. Это удивительно тонкая работа, в которой прослеживается настоящее мастерство и отличный вкус местных умельцев!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бактапур, площадь Даттатрея

 

Бактапур – город, открытый для туристов. Но, тем не менее, чтобы пройти в его центральную, наиболее древнюю часть, необходимо приобрести билет. Так же, как и при входе на главную площадь в Катманду и в Патане, здесь цена билета строго различается по признаку религиозной приверженности человека. Местные жители Непала проходят в центр Бактапура бесплатно, для остальных граждан, прибывших из других стран, существуют строго определенные тарифы. Так, например, цена входного билета для индуиста отличается от цены для буддиста. Самая высокая плата за билет – десять долларов – назначена для «людей иной веры», под какими подразумеваются граждане любой страны с любым вероисповеданием, кроме индуизма и буддизма. Под эту же категорию попадают лица, относящие себя к атеистам. Входной билет в Бактапур представляет собой яркий пропуск, который следует наклеить себе на грудь поверх одежды. К билету прилагается карта и краткий путеводитель по городу на английском языке.

 

Город Бактапур ограничивается территорией лишь в 6,8 квадратных километров, но сколько в нем всего удивительного и необыкновенного! Американский писатель начала 20 века Александр Е. Пауэлл в одной из своих книг о путешествиях по Индии и Непалу написал такие слова об этом городе: «Если бы во всем Непале больше ничего не было, кроме площади Дурбар в Бактапуре, ради одного взгляда на нее, несомненно, стоило бы преодолеть половину земного шара!»

 

Бактапур возник из нескольких небольших деревень, располагавшихся вдоль дороги на древнем торговом пути из Индии в Тибет. Сам город был основан в 12 веке по инициативе Короля Ананда Малла и до 15 века был столицей Великого Королевства Малла. В период с 15 до 18 века он считался независимым городом-государством. Сегодня Бактапур – это город, где проводятся самые значимые в Непале фестивали и праздники. Как и много веков назад, эти торжества по сей день проходят с тем же блеском, с тем же всеобщим воодушевлением и верой. Бактапур – это город, где искусство резьбы по дереву, живопись, чеканка, производство украшений, бронзовых изделий, кирпича, а также гончарное дело, которому невары уделяют особое внимание, – и сегодня остаются на высоте! Бактапур – это город, где можно найти не менее трех главных площадей, каждая из которых достойна того, чтобы называться Королевской.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бактапур, одна из центральных улиц

 

Площадь Даттатрея, расположенная вдали от двух других, наиболее оживленных площадей города, наполнена завораживающим звучанием низких, глубоких голосов, протяжно и монотонно исполняющих тибетские мантры. Голоса доносятся из динамиков, выставленных на улице у небольшого магазинчика традиционной непальской музыки. Здесь царит спокойствие и умиротворение, здесь невольно хочется, подражая местным жителям, устроиться на кирпичном основании какого-нибудь храма и, прислонившись к древней колонне, слушать эти низкие голоса, эти околдовывающие звуки, медитировать, молча наблюдая за всем происходящим. «Ом Ма Ни Пад Ме Хум… Ом Ма Ни Пад Ме Хум…» – на этой площади невозможно куда-либо торопиться. Здесь обо всем забываешь и забываешься сам, теряясь в необычной вибрации звука, в солнечных лучах и в пыли старых храмов, уходя вместе с ними под гимн тибетских мантр в невесомую и безмятежную Вечность.

 

Уютные и запыленные, как, наверное, всё в Непале, сувенирные лавочки с изделиями, изящно украшенными резьбой по дереву, печатной продукцией, открытками и картинами, выполненными из особой гималайской бумаги, обрамляют площадь по кругу и непременно присутствуют на всех узких улочках, отходящих от нее с каждой из сторон. У входа в некоторые магазинчики стоят на страже удивительные, ярко расписанные статуи животных, порой настолько неправдоподобные, что в них с трудом можно угадать основные черты какого-то определенного существа. Подобные статуи животных, а также мифических и полумифических существ в Непале традиционно ставятся парами у входов в храмы, дворцы и богатые дома, являясь подобием стражей, охраняющих здание.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя перед входом в магазин тибетских песнопений, площадь Даттатрея

 

В средние века, во времена Великого Королевства Малла, площадь Даттатрея была местом проживания королевской знати. Здесь и сегодня можно найти исторические памятники архитектуры, особняки и дома королевских приближенных, а также храмы, которые для непальского народа – неотъемлемая часть любого городского пейзажа и самой жизни.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом важных особ, площадь Даттатрея, Бактапур

На фасаде одного из таких домов важных особ, приближенных к Королю, выделяется многоарочное окно-балкончик, украшенное изящной резьбой по дереву. Дом был жилым, но теперь он пуст, оставаясь лишь памятником, свидетельствующим о былых временах расцвета королевского Бактапура. Сегодня в этом резном окне стоит вечный "хранитель" дома, непрерывно и бесстрастно наблюдающий за жизнью площади с высоты второго этажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Хранитель» дома важных особ, площадь Даттатрея, Бактапур

 

Площадь названа по наименованию храма, расположенного в самом ее центре и являющегося основной достопримечательностью этого места. Храм Даттатрея был построен по приказу Короля Якша Малла в 1427 году. Через 30 лет в его конструкцию были внесены некоторые изменения, и здание приобрело вид, в котором сохранилось до наших дней. Говорят, подобно многим другим значимым храмам Непала, этот храм в Бактапуре был построен из древесины, полученной из одного-единственного дерева. Храм посвящен божеству Даттатрея, которое в едином лице воплощает все три аспекта мироздания, существующие в индуизме: Брахму, Вишну и Шиву.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Даттатрея, площадь Даттатрея, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя у храма Даттатрея, площадь Даттатрея, Бактапур

 

Один из наиболее почитаемых образцов неварского искусства – знаменитое «окно павлина», едва заметное в серии окон местного Музея резьбы по дереву на площади Даттатрея. По всему периметру окно оплетено, словно кружевом, изящными резными узорами, а в центре его красуется павлин, распустивший ажурный хвост. Эта тончайшая работа была выполнена местными мастерами в начале 15 века, и ею по праву гордятся жители не только Бактапура, но и всего Непала.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окно павлина, Музей резьбы по дереву, площадь Даттатрея, Бактапур

Не только площадь Даттатрея, но и территория, прилегающая к ней, хранит сокровища неварской архитектуры. Прогуливаясь по узким улочкам Бактапура, можно попасть в скрытые от посторонних глаз внутренние дворы, окруженные кирпичными строениями и жилыми домами, где повсюду развешено выстиранное белье. Некоторые из этих вроде бы ничем не примечательных городских дворов скрывают в своей глубине удивительные маленькие храмы. Так, совсем рядом с площадью Даттатрея можно обнаружить небольшой храм Вакупати Нараян – двухъярусное строение-пагоду, посвященное индуистскому богу Вишну. Местные жители любят этот дворик, в его быстро меняющихся участках света и тени вокруг храма часто собираются группы мужчин в национальных непальских шапочках. Они увлеченно играют в карты, сидя прямо на земле среди каменных статуй, невысоких колонн и лингамов Шивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа мужчин, играющих в карты во дворе у храма Вакупати Нараян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы мужчин, играющих в карты во дворе у храма Вакупати Нараян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа мужчин, играющих в карты во дворе у храма Вакупати Нараян

Вторая из трех главных площадей Бактапура - площадь Таумадхи – примечательна тем, что на ней расположен самый высокий храм в долине Катманду. Храм Ньятапола, построенный в 17 веке, достигает 30 метров в высоту и состоит из внушительного основания и пяти ярусов. Стены, окна и двери храма украшены деревянными фигурками божеств – образцами, свидетельствующими о необыкновенном мастерстве и художественных традициях неваров. Храм посвящен Сиддхи Лакшми, одной из наиболее почитаемых индуистами богинь, воплощению женской силы, удачи и творческого потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Ньятапола, площадь Таумадхи, Бактапур

 

По обеим сторонам пятиярусной лестницы, ведущей в храм, расположены большие, выполненные в камне фигуры животных. Скульптуры слонов и мистических существ – это охранники, стерегущие богиню Лакшми, обитающую внутри храма. Каждый из этих стражей по силе превосходит нижестоящего в десять раз. Наиболее слабых пропускают вперед, а на верхних ступенях лестницы, у входа в храм, располагаются два самых могучих защитника, как последний и самый надежный оплот обороны.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лестница с защитниками богини Сиддхи Лакшми, храм Ньятапола, Бактапур

Перед храмом Ньятапола выстроена прямоугольная площадка, где в определенные дни проводятся религиозные представления. Здесь же проходят самые значимые праздники Непала, у лестницы храма сооружают большую красочную колесницу, которая традиционно является главным атрибутом праздника.

Площадь Таумадхи является традиционным местом проведения ежегодного фестиваля Бискет Джатра, приуроченного к празднованию непальского Нового Года. Фестиваль длится девять дней и проводится в память о «Великой битве потомков Бхараты», описанной в индийском эпосе «Махабхарата» и повествующей о грандиозном сражении между представителями двух известных родов за власть над городом Хастинапура. В первый день праздника в центре площади Таумадхи сооружают деревянный церемониальный шест, называемый «йосин» и символизирующий Победу. Через два дня изображение бога Бхайрав, почитаемое как одно из воплощений Шивы, вместе с изображением его спутницы, богини охоты Бхадры, помещают в две большие, пышно украшенные колесницы и вывозят в бушующую толпу зрителей, собравшихся на улицах и площадях. Когда колесница достигает центра, на площади Туамадхи начинается соревнование по перетягиванию каната между жителями двух районов города. Считается, что боги благоволят к победителям этого состязания, и в новом году им во всем будет сопутствовать удача. В качестве приза победителям достаётся красочная колесница. Церемониальный шест «йосин» низвергает толпа, а празднество продолжается еще семь дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перетягивание каната на площади Таумадхи, фестиваль Бискет Джатра, Бактапур.

ФОТО: © Thomas L. Kelly

 

Подобно центральным площадям в Катманду и Патане, главная площадь Бактапура называется Дурбар. Она – не только исторический, королевский и религиозный центр Бактапура, но и удивительный образец неварской архитектуры, дошедший до наших дней. Правители трёх городов долины Катманду негласно соревновались в красоте своих дворцов и площадей Дурбар, поэтому в них наблюдается так много общих черт. Однако площадь Дурбар в Бактапуре отличается от главных площадей в двух других городах не только своим размахом и роскошью, но и тем, что здесь совершенно очевидно просматривается стройный ансамбль. Она кажется компактной и в то же время очень просторной, аккуратной и гармоничной, с каждой из ее точек открывается многоуровневая перспектива, позволяющая дворцам и храмам каждый раз появиться в новом ракурсе, в новом сочетании, в новых освещениях и объемах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Площадь Дурбар, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Площадь Дурбар, Бактапур

 

Большинство построек на площади Дурбар в Бактапуре относится к концу 17 века. Один из основных объектов, привлекающих внимание на этой площади, – храм Ватсала Деви, расположенный почти в самом центре. Храм построен в стиле «шикхара», что в переводе с санскрита буквально означает «вершина горы». Этот архитектурный стиль возник в конце 6 века и характерен для религиозных построек северной Индии, отличающихся высокой башней, воздвигнутой в центре храма. В Непале стиль «шикхара» начал постепенно распространяться только с 9 века, а храм Ватсала Деви был построен Королем Джитамитра Малла гораздо позже, в 1696 году. Здание полностью состоит из песчаника, опирается на три ступенчатых постамента и напоминает храм Кришны в Патане. В начале 18 века этот храм был перестроен Королем Бупатиндра Малла.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Ватсала Деви, площадь Дурбар, Бактапур

 

Настоящим шедевром неварского искусства можно считать Дворец Пятидесяти Пяти Окон на площади Дурбар в Бактапуре. Первоначально дворец был построен во время правления Короля Якши Малла в 1427 году. Позднее, в 17 веке он был перестроен Королем Бхупатиндра Малла. Помимо кирпичного фасада и декора, особое внимание стоит обратить на верхний балкон, идущий по периметру всего здания. На этом балконе насчитывается ровно пятьдесят пять окон. Все они выполнены из дерева и украшены поразительно тонкой и сложной резьбой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дворец Пятидесяти Пяти Окон, площадь Дурбар, Бактапур.

 

К дворцу Пятидесяти Пяти Окон примыкают знаменитые Золотые Ворота, служившие входом во дворец. Этот всемирно известный образец неварского искусства датируется 1756 годом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Золотые Ворота, площадь Дурбар, Бактапур

Слева от храма Ватсала Деви, между ним и Золотыми Воротами, возвышается прямоугольная колонна высотой около десяти метров. Венчает колонну позолоченная статуя короля Непала Бхупатиндра Малла. Король изображен на коленях, в молитвенной позе на большом троне с возвышающимся над его головой остроконечным церемониальным зонтом. Фигура повернута лицом к Золотым Воротам Дворца Пятидесяти Пяти Окон, который был перестроен и обновлен во время правления этого короля в 17 веке. Подобные колонны со статуями королей можно увидеть рядом с храмами и дворцами на многих центральных площадях непальских городов. Такие колонны служили наглядным утверждением власти правителя. В этом прослеживается древняя традиция, восходящая к буддистским «стамбхам» - мемориальным монолитным каменным столбам с символическими скульптурами животных.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя короля Бхупатиндра Малла, площадь Дурбар, Бактапур

 

Рядом с колонной короля Бхупатиндра Малла расположен Большой Колокол. Он был сооружен по приказу короля Ранаджита Малла (18 век), последнего короля Бактапура из династии Малла. В те дни этот колокол использовался для религиозных ритуалов в честь Талежу, семейной богини и покровительницы всех правителей династии Малла. Он также служил сигналом, созывающим местных жителей на публичные собрания, где обсуждались важнейшие дела Королевства. В наши дни Большой Колокол звонит дважды в день, по-прежнему отдавая дань богине Талежу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой Колокол, площадь Дурбар, Бактапур

 

На площади Дурбар можно обнаружить не только Большой, но и Малый колокол. Он меньше по размерам и расположен справа от лестницы, ведущей в храм Ватсала Деви. Этот колокол был установлен королем в 1721 году и впоследствии получил название «Лающий». Говорят, что король установил этот колокол, чтобы развеять неприятное видение, которое однажды явилось ему во сне. Согласно легенде и многолетним наблюдениям, каждый раз, когда смотритель ударял в этот колокол, и площадь Дурбар наполнялась его глубокими звуками, все собаки в округе тут же начинали лаять и скулить. Удивительно, но они точно так же лают при звуках этого колокола и сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лающий колокол», площадь Дурбар, Бактапур

 

В здании, примыкающем ко Дворцу Пятидесяти Пяти окон и Золотым Воротам, размещается Национальной Художественной галерея. Вход в галерею украшают две крупные фигуры полумифических львов и изящная скульптура бога Хануман. Бог изображен в одной из своих ипостасей – в виде четырехрукой обезьяны, восседающей на Гаруде. Хануман почитается индуистами как воплощение силы и преданности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один из львов, охраняющих вход в Национальную Художественную галерею, площадь Дурбар, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статуя бога-обезьяны Хануман, восседающего на Гаруде

В светлом, высоком храме с крутой лестницей, расположенном на некотором отдалении от основных объектов площади Дурбар, легко угадывается архитектурный стиль «шикхара», характерный для индийских построек. Это храм Сиддхи Лакшми, построенный в 17 веке и отличающийся высоким конусообразным куполом, к которому ведут крутые ступени. Лестница украшена большими каменными скульптурами, стоящими попарно на пяти уровнях и изображающими стражей богини Лакшми. Среди них можно различить лошадей, носорогов, верблюдов, львов. Первый, нижний ряд составляет пара женщин, одна из которых держит за руку непослушного ребенка, а вторая – рвущегося вперед пса на поводке. Этот храм является условной границей, разделяющей площадь Дурбар на две части - главную и восточную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лестница храма Сиддхи Лакшми, площадь Дурбар, Бактапур

В восточной части площади Дурбар за храмом Сиддхи Лакшми возвышается необычное строение с массивным кирпичным основанием и белым каменным куполом наверху. Это – храм Фаси Дега, почитаемый как дом бога Шивы. Храм стоит на шести ступенчатых постаментах, лестница, ведущая к куполу, охраняется статуями слонов, львов и быков. Бык традиционно считается одним из транспортных животных Шивы, ему отведено место на самом верхнем уровне лестницы, как наиболее сильному защитнику. Храм был частично разрушен во время одного из землетрясений, и на сохранившемся постаменте заново возвели белый купол, из-за чего здание приобрело несколько непропорциональный вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Фаси Дега, площадь Дурбар, Бактапур

Недалеко от Западных ворот площади Дурбар можно увидеть два удивительных произведения искусства, выполненных в камне одним из местных мастеров начала 18 века. Скульптуры Бхайрава и Уграчанди датируются 1707 годом и являются не только религиозным изображением, но и настоящим шедевром, которым непальский народ по праву гордится. Бхайрава олицетворяет ужасающую ипостась бога Шивы, а Уграчанди – его супругу в наиболее страшном ее проявлении. Распространенная легенда этих мест говорит о том, что король Бупатиндра Малла был настолько впечатлен этими двумя скульптурами, что приказал отрубить мастеру обе руки, боясь, что его переманят в другие королевства, где он когда-нибудь сможет повторить эту великолепную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура Бхайрава, воплощение бога Шивы, площадь Дурбар, Бактапур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура Уграчанди, супруга Шивы, площадь Дурбар, Бактапур

Культурные традиции Бактапура не менее великолепны, чем его архитектурные достопримечательности. На его главных площадях регулярно проводятся праздники, посвященные богам и историческим событиям, яркие фестивали национальных, религиозных и тантрических танцев. Одним из самых удивительных явлений можно назвать торжество Гаиджатра, называемое также «фестиваль радости» и «фестиваль коров». В этот день люди вспоминают всех умерших за прошедший год и призывают семьи, в которых случилось такое несчастье, освободиться от своего горя. Каждая такая семья по традиции обязана принять участие в фестивале и пройти по центральным улицам, погоняя корову, идущую впереди. На площади Дурбар в Бактапуре обычно собирается большая праздничная процессия, люди проносят красочные зонты, шесты с закрепленными на них фотографиями, яркие ленты, играют на музыкальных инструментах, носят маски. В этот день принято шутить, радоваться и приветствовать друг друга. Эта традиция уходит своим корнями в далекое прошлое, когда люди боялись и поклонялись Ямараджу, богу смерти.

Бактапур – это уникальное путешествие в прошлое. Средневековая часть города по-прежнему осталается «королевской», не тронутой современным влиянием, а люди сохраняют те же традиции и стиль жизни, которые здесь складывались веками. Кажется, что в этом городе время остановилось. Его отмеряет лишь случайный солнечный луч, невольно открывающий взору слой невесомых песчинок на запылившихся храмах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить